Материковая Россия
Царское село

Царское село

3.44 5 2 2
Рейтинг: 3.44 из 5, Голосов: 2, Отзывов 2
Сумма оценок: 10
Рейтинг: 3.44
Материковая Россия



У нас в Крыму в конце марта уже совсем весна, а в Екатерининском парке еще нет зелени, зеленого цвета только ёлки, поверхность пруда во льду. Но сама прогулка по парку понравилась, мало людей, чистый воздух и пенье птиц.

Второй пруд Большого каскада. На фото и не особо заметно приход весны: немного подтаял лёд


Второй пруд Большого каскада. Царское село. Екатерининский парк

Живописно оформлен вход в парк 

Царское село. Екатерининский парк


Первое здание у входа здание Эрмитажа в стиле барокко. Типичные детали стиля барокко: парные колонны, кариатиды, балкон с ажурной позолоченной решеткой.

Авторы павильона Эрмитаж  - Михаил Земцов и Растрелли. Название «эрмитаж» в переводе с французского означает «уединение», то есть место, где можно провести камерную встречу.

Во времена Елизаветы павильон, как и петербургский Зимний дворец, был к тому же украшен многочисленными статуями. К сожалению, фигуры выполнили из позолоченного дерева, материала недолговечного, и они не сохранились. 

В Эрмитаже применялись технические инновации, там был организован подъем из-под пола зала пяти столов с помощью специального механизма. На каждом столе располагались специальные подъемники для посуды, к которым прилагались грифельные доски. Гости писали свои заказы на доске, дергали за веревочку, и тарелки исчезали, возвращаясь уже с заказанным блюдом. Таким образом, в павильоне проходили обеды, на которых не присутствовала прислуга. И гости могли быть абсолютно откровенны. После приема пищи столы опускались, на их месте появлялся паркет, и столовая мгновенно превращалась в бальный зал. По легенде, единственным гостем, которого не устроило меню эрмитажной кухни, был Александр Суворов – его любимой гречневой каши императорские повара подать на стол так и не смогли.



Эрмитаж. Царское село. Екатерининский парк

На фото элемент регулярного (французского) парка, разбитого перед Екатерининским дворцом

Регулярный (французский) парк. Царское село. Екатерининский парк

В Екатерининском парке так же, как и в Версале, учтены законы оптического восприятия, устроены диагональные лучевые дороги. Но если французский мастер прославлял Короля-солнце, то царскосельские садовники – восхваляли российских императриц. Пространство Регулярного парка всегда развивается по главной продольной оси, начинаясь от доминанты. В нашем случае это Екатерининский дворец. На оси последовательно расположены водный и цветочный партеры, зеленый ковер с вазами и статуями и канал с зеркальной гладью. В конце главной оси – архитектурная кульминация, уравновешивающая дворец – павильон Эрмитаж.


Регулярный парк. Царское село. Екатерининский парк


Нижняя ванна, или Кавалерская мыльня изначально использовалась для хозяйственных нужд, вот ее и спрятали в чаще кустов. В Кавалерской мыльне десять комнат расположены вокруг просторного зала, в центре которого находится круглая ванна. Воду подогревали в двух водогрейнях, откуда вода по трубам поступала в банные помещения. 

Здание Нижней ванны светло-персикового цвета состоит из центрального цилиндра с зеленым куполом и примыкающих к нему шести круглых кабинетов.

В парильне, называемой «чугункой», использовали чугунные ядра, которые были довольно стойкими к температурным перепадам. Придворные кавалеры и дамы мылись не простой водицей, а целебной, из Таицких источников. Подавалась вода в мыльню по 16-километровому водопроводу.

В послереволюционное время  и до 30-х годов ХХ века павильон не использовался. Многим позднее мыльня превратилась в более востребованный, как оказалось, прокат велосипедов, а после войны – в молочный буфет. Еще спустя лет 20 здесь установили игровые автоматы. Лишь в 80-х годах в здании началась реставрация.


Нижняя ванна, или Кавалерская мыльня Царское село. Екатерининский парк


Павильон Верхняя ванна на берегу Зеркального пруда. 

У Верхней ванны несколько названий. При Екатерине II она была известна как Новая баня или Мыльня Их Высочеств.

С Верхней ванной связана интересная история. В мае 1780 года в Царское Cело под именем графа Фалкенштейна приезжал император Священной Римской империи Иосиф II, привыкший останавливаться в трактирах. Канцлер Александр Безбородко по указанию императрицы приказал управляющему Царским Селом превратить царскую мыльню в псевдотрактир.

Распоряжение гласило: «Ея Величеству угодно, чтобы в Новой бане запереть ту комнату, где поставлены вишни, изготовя все потребные мебели, назвать сие здание «постоялым или вольным домом», поставить наверху «вывеску», подобную изображенной на присланном тогда пакете, и чтобы вся прислуга была по обыкновению трактирному».

Так Иосиф II, сам того не зная, провел несколько дней в русской бане, принимая ее за роскошный постоялый двор и посещением Царского Села остался крайне доволен.

Павильон Верхняя ванна. Царское село. Екатерининский парк

Екатерининский дворец.

История Екатерининского дворца началась в 1717 году, когда здесь построили двухэтажные «каменные палаты» для Екатерины I, жены Петра Великого. И хотя палаты эти были невелики по размерам и скромны по отделке, конец строительных работ в 1724 году отметили пушечной пальбой, присутствием царя и важных государственных деятелей. Но Екатерина I была хозяйкой дворца недолго, через три года она скончалась. Когда Елизавета Петровна взошла на престол, она пригласила архитектора Растрелли, который приложил все усилия для того, чтобы Царскосельский дворец соответствовал положению его хозяйки – правительнице огромной империи. Скромность петровских времен сменила роскошь елизаветинского барокко. Вместо дубовых панелей и дверей – сусальное золото, зеркала и античные статуи.

Сегодня Екатерининский дворец гораздо скромнее того, каким он был во времена Елизаветы. В те годы смотреть на него при ярком солнечном свете было невозможно. Дворец так сверкал позолотой и белым луженым железом кровли, что слепил глаза. На позолоту наружных и внутренних декоративных элементов ушло 100 кг червонного золота. Все иноземные гости, приезжавшие в Царское Село, не скупились на комплименты. Говорят, французский посол долго задумчиво молчал, глядя на растреллиевский шедевр, а потом произнес знаменитую фразу: «Недостает футляра на эту драгоценность».


Екатерининский дворец.Царское село.


Царское село. Екатерининский дворец.


Холодные бани 

В первом этаже Холодных бань размещались купальный зал, ванна и русская баня с паром, отделанные пудостским камнем. Второй этаж по контрасту кажется невероятно легким за счет светло-желтого цвета стен и терракотового оттенка ниш. На втором этаже Камерон разместил роскошные Агатовые комнаты. Стены павильона богато украшены лепными барельефами и статуями, полуциркульными и прямоугольными окнами.

Камерон за основу проекта Холодных бань взял древнеримские термы Константина. Холодные бани включали помещения для раздевания, хранения масел, физических упражнений, горячую баню, парильню, теплую комнату с подогретой водой и, наконец, холодную баню.

Агатовые комнаты очень любила Екатерина II. Именно в них она проводила большую часть своего времени. По свидетельству современников, государыне особенно нравилось бывать в комнатах в утренние часы. Как известно, императрица вставала около 8 часов утра и до 9 занималась письмами и документами.

Агатовыми комнаты называются неспроста. Они облицованы мрамором, цветной уральской и алтайской яшмой множества сортов. Вход в Агатовые комнаты представляет собой овальную полуротонду. В нишах бронзовые бюсты и статуи. Три дубовые двери ведут в Кабинетец, Большой зал и в Библиотеку.

По мнению многих искусствоведов, Агатовые комнаты представляют гораздо большую ценность, чем Янтарная комната. 


Фото Холодные бани. Царское село. Екатерининский парк

Камеронова галерея с основанием из известняка и мраморной колоннадой. Галерея разделяет Регулярную и пейзажную часть Екатерининского парка.

Камеронову галерею, не менее известную, чем дворец, построил во времена Екатерины II шотландец Чарльз Камерон.  По высоте галерея равна Екатерининскому дворцу, но поскольку здание расположено на склоне холма, его нижний этаж по мере удаления от дворца повышается.

Первый этаж Камероновой галереи украшен арочными окнами, пространство между которыми отделано пудостским камнем. Свое название этот вид известняка, получил от села Пудость в окрестностях Петербурга. Суровый камень придавал современным строениям сходство с античными, шероховатыми и обветренными, несущими на себе отпечаток времен и эпох. Второй этаж создает с первым разительный контраст – он легок, почти воздушен. Соединение в одном здании столь разных стилей оформления – часть концепции Чарльза Камерона. Так архитектор выразил идею о противоречивости всего сущего.


Камеронова Галерея. Царское село. Екатерининский парк


Екатерина II работой Камерона осталась чрезвычайно довольна, о чем и написала: «Колоннада моя тем особенно приятна, что в холод у нее есть всегда одна сторона, где он менее чувствителен. Середина моей колоннады стеклянная, внизу и возле – цветочный сад, низ моей колоннады занят приближенными мне дамами, которые там как нимфы между цветов. На моей колоннаде стоят бронзовые бюсты великих людей древности, как-то: Гомера, Демосфена, Платона и прочих».


Камеронова Галерея.


На лестнице Камероновой Галереи  размещены бронзовые статуи Геркулеса и Флоры работы скульптора Гордеева. 


На лестнице Камероновой Галереи размещены бронзовые статуи Геркулеса и Флоры работы скульптора Гордеева.


Пергола Екатерининского парка в Царском селе

Перголу в этой части парка установили в 1856 году. Это парковое сооружение защищает от палящего солнца. Пергола делит Большой зеленый луг на две части. Равнинная панорама из окон дворца оказалась утраченной. Зато появилась своеобразная зеленая кулиса для другого творения Антонио Ринальди – Кагульского обелиска.


Пергола. Царское село. Екатерининский парк


Кагульский обелиск установлен в 1772 году в память о победе над турками в битве при реке Кагул в Молдавии. Обелиск лишен каких-либо воинских атрибутов, его украшение – исключительно точно найденные пропорции и графичность линий. Надпись на пьедестале гласит: «В память победы при реке Кагуле в Молдавии, июля 21 дня 1770 года, под предводительством генерала графа Петра Румянцова Российское воинство числом семнадцать тысяч обратило в бегство до реки Дуная турскаго визиря Галиль-Бея с силою полуторастатысячною».

Кагульский обелиск упоминается в нескольких произведениях Пушкина. Так встреча Маши Мироновой с Екатериной II в повести «Капитанская дочка» состоялась вблизи этого памятника.


Кагульский обелиск. Царское село. Екатерининский парк


Павильон Вечерний зал. Его центральная часть выделяется портиком из четырех колонн, а окна по обеим сторонам входа украшены кариатидами. Строить Вечерний зал начали в конце 18 века по проекту Неёлова. Но вскоре скончалась его заказчица – Екатерина II. Поэтому удалось закончить постройку только через полтора десятилетия и уже по чертежам другого архитектора – Луиджи Руски. Но от первоначального проекта мало что осталось. Внутреннее убранство отличалось пышностью. Стены большого зала были облицованы искусственным мрамором. В годы войны Вечерний зал серьезно пострадал. В частности, мрамор был утрачен. Частично сохранившуюся роспись плафона отреставрировали в 50-е годы прошлого века. К 300-летию Царского Села, отмечавшегося в 2010 году, павильон был капитально отреставрирован. Сегодня в Вечернем зале проходят концерты камерной музыки.


Павильон Вечерний зал. Царское село. Екатерининский парк


Памятник Александру Ланскому.

Памятник появился в этом месте в дни глубочайшего траура императрицы Екатерины Великой. Её молодой фаворит скончался в возрасте 26 лет и так неожиданно, что полгода Екатерина не могла прийти в себя. Среди причин безвременной смерти назывались самые разные – и падение с лошади, и ангина с осложнениями, и употребление загадочных таблеток.

Убитая горем Екатерина II писала одному из своих приближенных о своей потере: «Это был молодой человек, исполненный благодарности, мягкий, честный; я воспитывала его, он разделял мое горе и радовался моим радостям; одним словом, рыдая, я имею несчастье сообщить вам, что генерала Ланского нет».

Гибель Ланского привела к длительному затворничеству Екатерины. Несколько месяцев после его смерти императрица, вопреки обыкновению, занималась лишь делами государственной важности и составлением «двухсотъязычного» словаря.


Памятник Александру Ланскому


«Зал на острову» – белоснежный павильон, расположенный среди деревьев на острове в середине Большого пруда.

Павильон «Зал на острову», первоначально построенный по проекту Растрелли, был оформлен столь же роскошно, как и интерьеры Екатерининского дворца, но стал жертвой моды на классицизм с его простотой и строгостью. Работавшие здесь уже в 19 веке архитекторы Кваренги, Неёлов и Стасов сменили обилие зеркал, позолоты, резьбы и лепки на гораздо более скромное убранство. В зале проходили концерты, слушателями которых становились придворные, катавшиеся на лодках; иногда в павильоне давали обеды.

Зимой, когда на озере устраивали каток, в «Зале на острову» хранили грелки, чтобы конькобежцы могли погреться. В 1911 году к юбилею Царского Села в павильоне открыли ресторан. А сам остров понтонным мостом связали с берегом, на котором стоит Адмиралтейство. 


Зал на острову. Царское село. Екатерининский парк

Это первая часть фотографий Екатерининского парка, позже будет вторая


Царское село. Екатерининский парк-23.jpg


Метки:


Назад в раздел



Коментарии:
Вконтакте
Facebook