"Поле Альминского сражения"
Рейтинг: 3.56
«На Альме 8 сентября 1854 г. в первый раз сошлись армии, долженствующие в продолжение одиннадцати месяцев приковывать к себе внимание всего света, на поле Альминской битвы эти армии столкнулись впервые и девять тысяч человеческих существ пали, как предшественники гибели полумиллиона жизней под Севастополем».
После Крымской войны топоним «Альма» появился на картах ряда стран мира. Только в Париже есть станции метро и железной дороги с таким названием, в этом же городе находятся Альминская площадь, Альминский мост и Альминский тоннель.
Очевидно, тогда и сложили свои головы семь бравых английских офицеров, имена которых перечислены на памятнике по другую сторону эполемента.
Это был первый в России монументальный памятник, где был изображен в полный рост простой солдат. Вот как пишет об этом событии очевидец:
«Перед присутствующими предстала фигура солдата – Владимирца, израненного, с повязкой на голове, измученного долгим и упорным боем, но всё ещё готового драться на два фронта, налево – против надвигающихся грозных масс французов, вперёд – против наседающих англичан».
Надписи на памятнике гласят:
«Сооружен 8 сентября 1902 г. 61 пехотным Владимирским полком под командованием Полковника Бокщанина на средства, пожертвованные Государем Императором Александром II».
«Здесь 8 сентября 1854 г. Владимирский мушкетерский полк под командой полковника Ковалева отражал атаки Англичан, три раза бросаясь в штыки и опрокидывая их к реке Альме, он потерял 51 офицера и 1260 нижних чинов убитыми и раненными».
Английский офицер в своих мемуарах сообщал, что русская колонна «имеет жесткие, резкие очертания стены и цвет темной тучи». Атака владимирцев особенно поразила его в тот момент, когда лавина «в 3000 человек без выстрела, в полном молчании текла через гребень...».
Группа офицеров 61 пехотного Владимирского полка у памятника в день его открытия 8 сентября 1902г.
Памятник пережил всю войну, однако, увы, был разбит в мирное время мародерами незадолго перед столетием Альминского сражения.
Н.Черкашин в еженедельнике "Век"(N38,97г.): "Первое, что резануло всем ухо - злосчастный Мерседес врезался в тринадцатую опору моста Альмы. Но мало кто обратил внимание на само название моста. Альма - речушка в Крыму, на которой в сентябре 1854 года англо-французский десант сразился с русскими войсками. В этом кровопролитнейшем сражении ("еще одна такая победа - и Англия останется без армии", - заметил британский генерал) погиб некий английский офицер, лейтенант Спенсер. Был ли он пращуром Дианы Спенсер, сейчас трудно сказать. Зато хорошо известно, что на поле брани под Севастополем погиб герцог Мальборо, чьим потомком были Уинстон Черчилль и сама Диана. Мальборо похоронен под Севастополем, где неподалеку находятся развалины языческого храма Дианы. Кто знает, не тянутся ли незримые нити из тоннеля моста Альмы на крымскую землю, где уже гибельно сходились эти имена - Спенсер, Альма и Диана? "
Альма, река в Крыму, на которой 8 (20) сентября 1854 произошло сражение между русскими войсками и соединенными силами французов, англичан и турок во время Крымской войны1853-1856. Противник (55 тысяч человек, 120 орудий), высадившись 2-6(14-18) сентября у озера Кызыл-Яр южнее Евпатории, под командованием французского маршала А. Сент-Арно и английского генерала Ф. Раглана 7(19) сентября двинулся к Альме. Русские войска (до 34 тысяч человек, 96 орудий), которыми командовал генерал-адмирал А. С. Меншиков, оборонялись на возвышенном левом берегу реки. Они, вооруженные устаревшими гладкоствольными ружьями, пытались сдержать продвижение врага, но несли большие потери от огня нарезных винтовок (штуцеров) противника. Французская дивизия генерала П. Ф. Боске при поддержке парового англо-французского флота переправилась на левый берег Альмы и обошла левый фланг русских войск, создав угрозу их тылу. Войска противника, наступавшие с фронта, угрожали правому флангу русских войск, которые не смогли сдержать натиск его превосходящих сил и отступили к Севастополю. В ходе сражения союзные войска потеряли 4300 человек, а русские - 5700 человек. В сражении проявилось преимущество нарезного оружия и тактики рассыпного строя легкой пехоты перед гладкоствольным оружием, сомкнутыми колоннами и развернутыми линиями, составлявшими боевые порядки русской армии, которая стихийно применила новый боевой порядок - стрелковую цепь.
Военный Энциклопедический Словарь. М., 1986.