Мраморные ванны
(Нет голосов)
Интересно: мраморные ванны были для ВИП-отдыхающих, или для всех?
"Данные мраморные ванны для приема рапных и разводных грязевых процедур использовались в период с 50-х по 90-е годы XIX века"
Саксикй военный санаторий им. Пирогова
Крым
Греческий историк Геродот ещё в V веке до н.э. писал: «В Таврике, на солёном озере, используется египетский метод лечения (это когда больного погружали в лечебную грязь, а затем купали в тёплой озёрной солевой воде)».
Упоминали о городе, где есть «земля, исцеляющая всякие раны», древнеримский писатель и учённый Гай Плиний Старший (I век н.э.) и греческий географ Клавдий Птолемей (I век н.э.).
Одним из первых крымских путешественников был Павел Иванович Сумароков, русский академик, натуралист, писатель, юрист. "Озеро Сак близ деревни сего же имени, - писал он в своей книге "Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году", - достойно, чтобы о нем сообщить. Оно имеет чудесное действие подавать скорое исцеление от многих болезней".
Сумароков сам лечился грязями и дал описание грязевой процедуры. "Стекающая и солнцем испаряемая вода оставляет у берегов род ила или грязи, в котором выкапывают глубокие ямы наподобие могил, и в них зарывают недугующих по самую шею, так, что лежащие в них не могут иметь никакого движения. Над головой делают из ветвей подобие шатра, дабы охранить ее от раскаленных лучей. Сидят в ямах по часу и более, переменяя грязь свежею, и сила-то оной приносит облегчение страждущим... Обитающие в здешних окрестностях крымцы стекались издавна толпами к сему спасательному месту и, возвратясь здравыми в дома свои, прославляли премудрость провидения. Ныне же многие из чиновных российских... удостоверились в истине сего чудотворения. Были примеры, что единожды и дважды употребленное сие средство освобождало от жестоких и продолжительных болезней без всяких потом следствий... Но сожалительно, что оное остается мало известным, а важность оного заслуживает всяких над ним изысканий и утверждений". В подтверждение своих слов Сумароков привел имена, фамилии и адреса нескольких лиц в Симферополе, Евпатории и Бахчисарае, излечившихся сакскими грязями.
В 1803 году Сумароков посетил деревню Сак повторно, а вскоре издал книгу "Досуги крымского судьи, или второе путешествие в Тавриду", иллюстрированную художником Колпачниковым. В ней он подробно и не без юмора описывает процедуру лечения грязью.
"В деревне Сак татарин, отправляющий должность аптекаря при той чудесной врачебнице, встретил нас у своего дома, отворил свою хату, устроил из подушек диван, сам пошел делать приготовления, а мы во ожидании того совлекли с себя одежды. Часа через полтора явился наш эскулап, подвезли арбу, мы накинули на себя плащи, влезли в тот подвижной чулан, поклали тазы, белье и поехали к озеру, в версте от селения отстоящему. Прибыв к берегу, мы босоногие шествовали по вязкой тине сажен пятьдесят и достигли выкопанных в грязи могил с устроенными от северной стороны, для защиты, шалашами... Я вижу, что читатель хочет позабавиться на наш счет, пусть же он вообразит себе каждого из нас лежащего всею длиною тела в особой могиле, под бугром накинутой грязи, который, оставляя одни только головы на свободе, лишал нас всякого движения. Пусть вообразит он увязшего по колена моего слугу с распущенным надо мною, к предохранению от солнечных лучей, зонтиком. Пусть прибавит он к сей картине татарина, сидящего на цыпочках подле меня, который, накидывая свежей грязи, поливал водою, как будто по пашне, покрывающее меня вещество. Теперь пусть он представит затейливого моего товарища с приткнутою молодым татарином к его губам трубкою и в сем положении испускающего табачный дым... Наконец, через полтора часа последовало наше восстание, и мы воскресли, во угождение переселению душ Пифагора, в виде уже негров, но лекарь татарин... посадил нас на камень и посредством вылитых на нас нескольких ведер воды поставил нас набело".
Такой метод лечения вошел в медицинскую литературу под названием "крымский".