Культурная экспедиция к работам Сосланбека Едзиева. 2025
В Новогодние праздники 2025 года мы решили провести свою экспедицию по Северной Осетии - Алании, посмотреть работы основоположника осетинской школы скульптуры Сосланбека Едзиева. Особенности культуры этой республики в том, что Сосланбек Едзиев признанный скульптор, но его работы только частично находятся в музее, много работ разбросаны по Северной Осетии; в селах, в городах, в опустевших аулах высоко в горах, рядом со святилищем. Те работы, которые находятся под открытым небом, они постепенно разрушаются, и хотелось бы хотя бы на фото сохранить его произведения.
Сосланбек Михайлович Едзиев (1865—1953) родился в высокогорном ауле Ход. Добраться туда зимой довольно сложно. Дорога от Мизура поднимается в Верхний Мизур, а от него всего весем километров до Хода. В январе на дороге снег, лед, и перевал надо преодолевать с цепями. Подъем на перевал обледенел. Оставляем машину и три километра в Ход идем пешком.
Дорога в Ход
Дорога в Ход
В середине девятнадцатого века Ход представлял собой крупный населенный пункт. Сосланбек Едзиев родился в 1865 году, отец его был каменщиком.Он и передал сыну навыки работы с камнем. Развитие села тесно связано с Садонским рудиком. В Садон уехал работать каменщиком и штукатуром Сосланбек Едзиев в юношеские годы, но в свободное время он по заказам сельчан создавал цырты для жителей села Ход.
Есть информация, что в Ходе по данным 2010 года проживали люди, но мы никого не встретили. Очевидно, там есть современная дача, есть дома, похожие на жилые, но в январе 2015 мы людей не встретили. Не с кем было обсудить - те цырты, которые мы сфотографировали, они руки Мастера, или кого-то другого.
Башня в селе Ход, родовом селе Сосланбека Едзиева
Осетинское слово «цырт» (цыртдзæвæн) означает «надгробный знак, камень, памятник, могила». В Северной Осетии- Алании мы встречали много цыртов, более старые представляют собой прямоугольную плиту высотой от метра до двух метров, немного закругленную сверху, поставленную вертикальною На самых старых цыртах рисунка нет, более поздних - сложный орнамент и на самых поздних фигура человека, отражающая образ усопшего, иногда фигура покрашена разными красками.
Цырты в селе Ход
Ниже пример более ранних цыртов. В верхней части солярный символ, который заменял лицо стилизованной фигуры. В средней части нагрудные застёжки платья и пояс, отмечающие, что это женский цырт. А в нижней части то, что надо умершему в загробной жизни, и на левом цырте лошадь.
Лошадь на цырте в Ходе
Кладбище в Ходе поднимается выше села, здесь находятся первые работы Сосланбека. Интересно выполнен памятник его отцу, строителю и каменщику, от которого сын перенял мастерство. На стелле читается дата рождения 1837 год. Стела напоминает меч, вонзённый в землю.
Цырт отцу Сосланбека Едзиева
Ниже цырт, который плохо сохранился, но при внимательном изучении видим в средней части мужскую и женскую фигуру. Мужчина косарь, он держит косу. Предположительно это муж и жена. А в верхней части четыре жизненных сюжета, разделенных тремя крестами. Левый и правый сюжеты плохо различимы, а два центральных сохранились хорошо. В одном сюжете женщина склонилась, одевает ребенка, рядом, за её спиной мужчина. Мне представляется, что это семейная пара собирает ребенка в школу. А на втором сюжете похоже на семейную размолвку, когда пара и вроде бы вместе,но они повернулись друг к другу спинами, перекрестив руки. В верхней части сохранилось немного краски, голубой окантовки, белой краски в районе крестов и коричневой краски в области семейных сюжетов. Я встречала описание, что это три креста Голгофы, но мне кажется, что тут бытовые сюжеты.
Надгробие с барельефом мужчины и трех мальчиков. Предположительно работы Сосланбека Едзиева
Кладбище разрушается, в некоторых местах сохранились кирпичи, которые были сложены вокруг цырта, а сам цырт мы не увидели.
Надгробная плита, закрывающая вход в полуразрушеный склеп. На плите барельеф, изображающий мужчину в национальном костюме. С левой стороны у мужчины стоит мальчик. Рука мужчины покоится на плече мальчика. Предположительно работа С.Едзиева. Барельеф почти не виден, стерт временем
Цырт мужчины в традиционном осетинском костюме
Рядом расположены склепы. Довольно необычные, они сделаны не из камня, а из красного кирпича, при чем этот склеп декорирован рисунками на штукатурке
Надгробие с барельефом женской фигуры в национальной одежде в полный рост.
Надгробие мужчины в папахе. Справа от лица мужчины - пятиконечная звезда.
Ход расположено на высоте 1900 м. над уровнем моря. Датой постройки Хода принято считать начало шестнадцатого века. До середины 20 века существовало 2 поселка с названием Ход – Уаллаг (Верхний) Ход и Даллаг (Нижний) Ход. Нижний Ход возник в начале 20 века, и представлял собой рабочий поселок шахтеров, состоящий из домов барачного типа, в которых проживали рабочие Садонских рудников – выходцы из Верхнего Хода.. В Ходе насчитывалось так же 7 фамильных башен, из которых до настоящего времени сохранилось только 2. Основным занятием жителей Хода до конца 19 века было скотоводство и земледелие.
И еще несколько цыртов Хода
Потом мы поднялись на вершину горы над Ходом, там установлен флаг Северной Осетии - Алании
С вершины горы видим полуподземные склепы, цырты, ниже село Ход и завершение - боевые башни
Красиво строили. Посмотрите как гармонично встроены в пейзаж старинные улицы и башня
А наша экспедиция началась на день раньше до того, как приехать в Ход, родовое село Сосланбека. Мы побывали в селе Карман-Синдзикау. Там жил скульптор, там он построил двухэтажный дом. Фасад дома он украсил барельефами. Дом мы нашли, надо было спросить у местных жителей, нам с удовольствием подсказали (на карте дом не отмечен). К сожалению, дом закрыт, выглядит немного заброшенным. На заборе брошен синий банер. Мы надеялись, что дом передан музею, что, оплатив вход, мы сможем войти.