Дорога Владикавказ - Вовнушки
Рейтинг: 3.44
Путешествие на Кавказ продолжается.
К сожалению, путеводители в форме карт или книг мы не нашли (вероятно, плохо искали). Но во всех гостиницах, которые бронировали по букингу, был интернет. Поэтому в наших планах появилось посещение достопримечательности, которая участвовала в конкурсе Семь чудес России. Вовнушки. В семерку они не вошли, но были лидерами. Так что утром выехав из Владикавказа мы направились в горы Ингушетии.
Кстати, многие пишут, что добраться к башням возможно только на внедорожнике. И мы несколько раз сомневались, что сможем в январе, по снегу проехать на Джете.
2.
3. Проехали по Военно-Грузинскому тракту, в Чми свернули налево в сторону Джейрахского ущелья. Живописный КПП в форме башен с новогодней ёлкой я не фотографировала. Так как еще в Балкарии на КПП меня попросили пограничники не фотографировать строения. У нас проверили документы. Еще года три назад эти места были закрыты для посещения туристами. Сегодня въезд для россиян свободен (с паспортом). Для иностранцев необходим пропуск ФСБ
Мы въехали в Ингушетию. Туристский указатель. Такой же, как и у нас в Крыму. Мелкий шрифт, совершенно нечитаемый. Для пешеходов. Нам на авто пришлось остановиться, чтобы прочитать. Тем не менее, спасибо,что установили. Наш путь лежал прямо через Армхи, Эрзи и окончание – Вовнушки.
4. По пути было несколько горных аулов. Удивила мечеть. У нас в Крыму форма минаретов другая, линии прямые. А тут купол как в православном храме, а окончание купола – уже мусульманский символ полумесяц.
5. Покрытие дороги очень хорошее. Обочина из бетонных блоков с дорожной разметкой. Прятно ехать. В кадре также есть новая вышка электропередач. Вообще в эту поездку нас приятно удивило благоустроенность в горах: хорошие дороги, тоннели в горах, газовый трубопровод, современные линиии электропередач, во всех населенных пунктах работает мобильная связь
6. Горы становятся выше, дорога с накатанным снегом. Вокруг появляются башни. Мы немного волнуемся по поводу проходимости, но нас успокаивает обычный рейсовый автобус, который спокойно едет по горному серпантину.
7. Впереди башенный комплекс. Башни были жилыми и боевыми. Про башни существует множество легенд. Перед началом строительства выливали молоко, если через неделю молоко скала не впитала, то грунт надежный, стоить башню возможно. На строительство башни должно было уходить год времени. Если не успевали, что род, который строил, был опозорен и башня разбиралась
8. В период средневековья на Кавказе в основном не башни, а настоящие крепости и крепости-убежища.После монгольского нашествия и практически все они были в разрушены и больше не использовались. Эти башни построили в период позднего средневековья. Летом 2015 года вопросом точной датировки башен занялись ингушские археологи и сотрудники Института географии РАН. Дерево служило в качестве перекрытий, по дереву проводят анализ возраста
9. Жилые башни состояли из двух этажей. На первом этаже размещался скот,тепло от него поднималось вверх.На втором этаже более комфортно, он был жилым. На жилом этаже располагался очаг. Или же три этажа, на третьем — кунацкая, комната для гостей.
10. Самоназвание ингушей, галгай, по одной из версий переводится как «жители башен», «строители башен».
11. Местная пословица «Из разрушенного аула и одной башни не построишь, а из разрушенной башни можно построить целый аул»
12. Ингушские башни использовались также как сигнальные. Селения строились с расстояниями от пятисот метров до километра. С одной башни всегда было видно две другие. Сингал тревоги быстро передавался по всем башням. На карте горной Ингушетии, можно увидеть, что башенные селения тянутся непрерывной цепью по долинам Ассы, Армхи и их притоков.
Обязательным условием для расположения башни была безопасность, труднодоступность. А для жизни необходимым условием было наличие воды вблизи.
13. Вроде бы мы ожидали на Кавказе встречать много овец, но самое популярное домашнее животное – корова. Коровы на снегу.
14. "А горы всё выше, а горы всё круче..."
15. В ауле Гули мы немного сбились с пути. Спросили у местного жителя направление на Вовнушки и проходимость дороги. Он показал куда ехать, но советовал бросить эту затею. Дорога не для нас. И хорошо, что мы рискнули
16. Еще горные коровы. Вкусный мягкий сыр делают из их молока
17. Остановились сфотографировать вид с Цей-ламского перевала.
18.
19 Там, внизу ущелья рек Армхи и Асса
20.
21. Всё-таки зря нас пугали, до башенного комплекса Эрзи хороший асфальт и нас обогнали два микроавтобуса с туристами. На большой скорости. Тут вообще принято ездить быстро и очень быстро. Для безопасности пешеходов в населенных пунктах сделали «лежачих полицейских».
22.
23. И конечно, какой же Кавказ без знаменитого кавказского гостеприимства! Мы не позавтракали в гостинице, видели на карте, что по пути гонолыжный курорт Армхи, но оказалось, что комплекс расположен далеко от дороги, жаль было времени, делать крюк по дороге. Армхи проехали, зашли в этот дом, уточнить: может это кафе. Кафе не работало. В гостинице жили бестджамперы из Москвы. Ребята радушно нас встретили, угостили чаем, манной кашей со сгущенкой. Вот такое кавказское гостеприимство от жителей столицы)))
24.
25.
26.
27. Расцвет ингушской башенной архитектуры относят к XIV веку. Когда стали сооружать не только жилые и полубоевые башни, но и боевые. Боевые башни более высокие, высотой в 5-6 этажей. Они имеют форму конуса, в основании квадрат. Крыши у боевых башен пирамидальные. Нижний этаж боевой башни бал кладовой, там хранили воду и продукты и содержали пленников. Вход в боевую башню на втором этаже через приставную лестницу, и на втором этаже располагались воины-защитники. Выше – семьи воинов. А на верхних этажах наблюдатели.
Продолжение: Вовнушки и Эрзи будет немного позже